Поговорим о том, почему США ввели санкции против Huawei и Xiaomi. Как Сяоми вышла из под ограничений и почему всё равно не продаёт смартфоны в США. Из-за чего Хуавэй не смогла снять запреты американского правительства и чем это обернулось для компании на сегодняшний день.
Введение санкций против Xiaomi и Huawei
В 2019 году тогдашний президент США Дональд Трамп подписал указ о запрете использования телекоммуникационного оборудования иностранных компаний (в основном китайских), под соусом того, что они представляют угрозу национальной безопасности страны.
Этот указ привёл к запрету деятельности в США нескольких китайских компаний, которые «имели прямые связи с китайскими военными и правительством». В частности, были введены санкции против Huawei и Xiaomi: 16 мая 2019 года их внесли в чёрный список Entity List, после чего ни одна американская компания или организация больше не имела права работать с ними.
В марте 2021 года Xiaomi подала иск в суд округа Колумбия США против тогдашней администрации Трампа об отмене запрета и исключении из Entity List. К удивлению, она выиграла дело, получив разрешение возобновить свою деятельность в Соединённых Штатах с августа 2021 года.
Сяоми удалось снять санкции, убедив правительство США в том, что компания не принадлежит, не управляется и не контролируется китайскими военными и не относится к числу китайских военных компаний. Именно это Хуавэй не смогла доказать в суде, что привело к бессрочному запрету на деятельность компании. Вот почему Huawei под санкциями до сих пор.
В США существует список юридических лиц, известный как Entity List (может потребоваться VPN или анонимайзер). Именно в этот список включили Xiaomi, Huawei и дочерние компании брендов.
Entity List — это список торговых ограничений, публикуемый Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США, в который входят иностранные лица, организации или правительства. В нём находятся те, кто, как считается, вовлечены в деятельность, противоречащую интересам национальной безопасности и внешней политики Соединённых Штатов.
Список используется, когда речь идёт о введении торговых ограничений на ряд продуктов в соответствии с Правилами администрирования экспорта США (EAR). Эти правила регулируют экспорт и реэкспорт большинства коммерческих товаров, программного обеспечения и технологий, которые можно использовать как в коммерческих, так и в военных целях.
Когда с Хуавэй снимут санкции
Когда снимут санкции с Huawei непонятно, но, судя по всему, китайцы не спешат возвращаться на американский рынок в ближайшее время.
Военные и разведывательные службы США с глубоким подозрением относятся к Хуавэй, являющейся одной из крупнейших телекоммуникационных мировых компаний.
Эксперты по национальной безопасности США считают, что Китай может использовать свой контроль над телекоммуникационной инфраструктурой для перехвата данных частных лиц, корпораций и государственных учреждений США.
Это может привести к краже интеллектуальной собственности и кибершпионажу, а также сделать американские сети уязвимыми, если у США ухудшатся отношения с Китаем.
Как санкции повлияли на Huawei
После внесения Huawei в Entity List, компании Google пришлось лишить китайскую компанию доступа к операционной системе Андроид и своим сервисам. Без доступа к Android, магазину приложений, картам, поиску и другим сервисам Google новые телефоны и планшеты Хуавэй лишены предустановленных приложений Google и сторонних приложений, которые зависят этих сервисов.
После этого запрета Huawei пришлось активно внедрять собственную операционную систему HarmonyOS, которая внешне напоминает Android, но функционально отличается. Это не оболочка Андроид, а полноценная операционная система, совместимая с Android-приложениями, даже существуют способы установить сервисы Google на неё.
В 2021 году, по результатам популярного в Китае бенчмарка Master Lu, смартфоны с операционной системой HarmonyOS 2.0 (Huawei Mate 40 Pro 4G, Huawei Mate 40E 4G и Honor 50 Pro) по плавности работы интерфейса обошли смартфоны на Android, набрав 175 баллов, против 165 у ближайшего конкурента.
Ограничение доступа к сервисам Google не имеют сильного значения в Китае, так как большинство приложений Google запрещены в стране. Но это негативно сказалось на количестве продаж глобальных версий телефонов Huawei, где сервисы Google востребованы пользователями.
Что касается доли мирового рынка смартфонов, то по данным консалтинговой компании IDC, в 2019 году Huawei отгрузила 240,6 миллиона телефонов, что поставило её на второе место выше Apple (198,1 миллион телефонов) и ниже Samsung (298 миллионов). В мае 2019 года США ввели санкции против Huawei.
2020 год компания завершила в качестве третьего по величине производителя смартфонов в мире. Включая своё тогдашнее подразделение Honor, компания отгрузила 188,5 миллиона смартфонов по всему миру за год. Первой по поставкам смартфонов стала Samsung (255,6 миллиона), второй Apple (207,1 миллиона).
В мае 2020 года США изменили правила экспорта, производители чипы с использованием американских технологий, больше не могли поставлять полупроводники Huawei. В результате компания не смогла получить собственные чипсеты Kirin 9000 5G и была вынуждена использовать Qualcomm Snapdragon 888 (хотя и специальную версию без поддержки 5G) для флагманских моделей P50 и P50 Pro.
Хуавэй пришлось искать альтернативных производителей чипов, поскольку ведущему разработчику чипов — тайваньской TSMC, было запрещено производить чипы для HiSilicon из-за санкций против бренда. HiSilicon Technologies — это подразделение Huawei, бесфабричная компания, разрабатывающая полупроводниковую продукцию.
В ноябре 2020 года Huawei объявила по продаже своего бренда Honor, который занимается выпуском молодёжных смартфонов и других гаджетов в среднебюджетном и бюджетном сегментах недавно созданному консорциуму Shenzhen Zhixin New Information Technology. Консорциум включает более 30 партнёров и предприятий, включая China Telecom.
Консорциум полностью контролирует Honor и её активы, а Huawei не имеет права голоса в бизнесе и не владеет какими-либо акциями. Так Хонор был полностью изолирован от Хуавэй, чтобы вывести бренд из-под санкций.
В результате количество телефонов, поставленных Huawei в 2021 году, сократилось на 81,6% до 35 миллионов единиц. Доля рынка Huawei во всем мире упала с 15% в 2020 году до всего 3% в 2021 году. Те же данные свидетельствуют о том, что Honor поставила 39,8 миллиона устройств в качестве независимой компании, поставив ее на восьмое место, незначительно опережая Huawei.
Что касается Xiaomi, которая вышла из-под санкций США, то по итогам 2021 года она стала третьей в мире, отгрузив 190,2 миллиона телефонов.
В 2022 году США ввели масштабные санкции против России, запретив поставлять в страну электромобили, алкоголь, табачные изделия, косметику и прочие товары по списку. Также был запрещён ввоз в РФ товаров, которые производятся с использованием американского оборудования и/или технологий. В эту категорию попадает оборудование Huawei и Xiaomi. В том числе мобильные телефоны.
Поэтому, несмотря на уже имеющиеся проблемы Хуавэй, компания может угодить под вторичные санкции. Что касается Xiaomi присоединиться к санкциям против РФ им приходится, ведь запретить работу компании в США можно довольно быстро. Видимо поэтому Сяоми частично сворачивают импорт устройств в Россию, хотя официально представители компании это никак не комментирует.
Почему Xiaomi не продаёт телефоны в США
Несмотря на то что Xiaomi есть в США, компания официально не продаёт там смартфоны под своими брендами Xiaomi, Mi, Redmi и POCO. Вы можете купить смартфон только через посредников типа Amazon, Banggood, eBay и на сайтах других интернет-магазинов. Хотя Сяоми является третьим по величине брендом смартфонов в мире, может показаться поразительным, что они не продали официально ни одного телефона в США.
Компания продаёт в Соединённых Штатах только экосистемные продукты, такие как пауэрбанки, очистители воздуха, наушники, проекторы и другие. Причина, по которой Xiaomi не продаёт свои смартфоны в США, заключается в том, что у них очень низкая норма прибыли.
Сяоми получает около 5% прибыли с продажи каждого смартфона, что снижает конечную стоимость устройства для потребителя. Эта стратегия замечательно работает на азиатских странах, например, в Индии и Китае, где покупатели хотят получить максимальную выгоду за доступные деньги.
Но на таком рынке, как США, где доминируют операторы связи и их интеграция в смартфоны, Xiaomi придётся значительно увеличить свои инвестиции в американский рынок. Учитывая то, что происходит с Huawei, вряд ли Xiaomi, или любой другой китайский производитель смартфонов, будет чувствовать себя комфортно, инвестируя значительные средства в США.
Возможно в будущем, появятся новости о старте продаж телефонов Xiaomi в США, но пока их нет. Мы наблюдаем за развитием событий и обновляем этот материал, следите за новостями. Если есть что дополнить, добро пожаловать в комментарии.